Версия для слабовидящих
 

Факультативы

Учебные предметы, изучаемые учащимися по их выбору и желанию для углубления и расширения научно-теоретических знаний и практических навыков, называют факультативами. В типовой учебный план общеобразовательной основной школы начиная с V класса включены факультативные занятия, представляющие собой одну из эффективных форм группового дифференцированного обучения, рассчитанную на расширение знаний, приобретенных при изучении обязательных учебных программ, развитие познавательных интересов, способностей и профессиональную ориентацию учащихся.
Перед школой ставится задача обеспечить возможность выбора каждым учеником V—IX классов одного из факультативов, который затем становится для него обязательным. Факультативные занятия проводятся по специальным программам, рассчитанным на соблюдение преемственности между обязательными курсами и факультативными, повышение активности и самостоятельности учащихся, развитие их познавательных интересов. При определении перечня факультативов школа исходит не только из личных желаний учащихся, но и из возможностей школы. Учитываются конкретные условия и задачи подготовки учащихся к практической деятельности в соответствии с местными условиями.
На факультативных занятиях лекции сочетаются с практическими занятиями, на которых учащиеся приобретают навыки работы с литературой, умения самостоятельного умственного труда, осваивают методику проведения несложных исследований и экспериментов, вырабатывают навыки обращения с техникой и лабораторным оборудованием. Широко применяется на факультативных занятиях проблемное обучение, достигается развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.
Факультативные занятия должны проводиться в тесной связи с уроками по обязательным предметам, обе эти формы организации обучения способствуют повышению их эффективности. 



УТВЕРЖДАЮДиректор МКОУ НОШ ЭМР_____________  С.В. Андриенко02.09.2016 г.ПОЛОЖЕНИЕ
 о факультативных занятиях
 1.  Общие положения.1.1.Факультативные занятия как форма образовательного процесса организуется в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 02 – 600 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», Положением о факультативных занятиях в общеобразовательных школах РСФСР, утверждённым Министерством Просвещения РСФСР 3 февраля 1975 г, и в соответствии  с учебным планом МКОУ НОШ ЭМР.1.2.Их деятельность даёт возможность обучающимся:·   дополнить, углубить свои знания по предмету;·   развивать умение самостоятельно приобретать, применять знания, наблюдать и объяснять природные и общественные явления;·   развивать творческие способности;·   подготовиться к продолжению образования и сознательному выбору профессии;·   сформировать разного рода компетенции. 2.Порядок формирования групп для организации факультативных занятий1.1.    Факультативные занятия не являются обязательными для обучающихся и организуются по тем предметам и направлениям, которые они выбрали из предложенного перечня в пределах максимально допустимой учебной нагрузки для данного класса.1.2.    Перечень факультативных занятий на каждый год формируется, исходя из пожеланий обучающихся, родителей (законных представителей), из реальных возможностей учебного плана, кадровых, материально-технических и финансовых возможностей школы.1.3.     Группы для проведения факультативных занятий, как правило, комплектуются из одного или параллельных классов и являются группами постоянного состава.1.4.    Число групп для факультативных занятий определяется в пределах общего количества часов на эти занятия, устанавливаемых в школе на основе действующего учебного плана.1.5.    Наполняемость групп определяется в зависимости от специфики факультативных занятий, количества детей в классе (параллели).1.6.    Зачисление обучающихся в группы для проведения факультативных занятий производится учителем, ведущим занятие, и утверждается приказом директора школы не позднее 10 сентября. 

     3.Порядок проведения факультативных занятий

3.1.Занятия проводятся во внеурочное время согласно расписанию, подготовленному диспетчером , заместителем директора по УВР .3.2.Допускается проведение еженедельного занятия, один раз в две недели.  3.3.Допускается сменяемость факультативных занятий каждым учащимся по выбору, продолжительность факультативного курса рассчитывается на  17 или 34 учебных часа в течение учебного года.3.4.Факультативные занятия ведут учителя школы или приглашённые специалисты, имеющие подготовку в данной образовательной области.3.5.При проведении факультативных занятий используются различные формы, методы обучения и виды учебной деятельности обучающихся, например, лекции, семинары, практикумы, лабораторные занятия, экскурсии, проекты, рефераты, доклады и др. 4.Документация факультатива.     4.1. Для факультативных занятий используются программы и учебники, утверждённые Министерством образования и науки РФ, а при их отсутствии разработанные учителями программы, прошедшие экспертизу Методического совета, рассмотренные на заседании педагогического совета, утверждённые приказом директора школы. В качестве учебной литературы используется познавательная литература.4.2.Каждый учитель, ведущий факультативные занятия, должен иметь рабочую программу, которая включает в себя:·   пояснительную записку, отражающую цели и задачи факультативного курса;·   тематику занятий;·   перечень умений и навыков, которые обучающиеся должны приобрести на факультативных занятиях;·   список литературы для учителя и обучающихся.4.3.Учитель регулярно заполняет журнал факультативных занятий, в котором отмечает дату и тему занятия, посещаемость обучающимися занятий. Он обязан своевременно сдавать журнал для проверки заместителю директора по УВР.4.4.По окончании прохождения программного материала после записи последней темы делается запись: запланировано ___ часов, проведено ____ часов, программный материал пройден (не пройден – указать непройденные темы).4.5.Данный журнал является финансовым документом, поэтому при его заполнении необходимо соблюдать правила оформления классного журнала. 5.Оценка качества работы факультатива. Контроль эффективности проведения факультативных занятий осуществляется по следующим показателям:·   метод проведения занятий (лекции, беседы, решение задач, лабораторно – практические занятия и т. д.);·   формы занятий (семинар, диспут и т.д.), их адекватность заявленному содержанию и эффективность;·   активность и самостоятельность учащихся в процессе занятий;·   посещаемость факультативных занятий;·   результаты участия в предметных конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях, внеклассных мероприятиях. 6.Оценка достижений6.1.Достижения обучающихся, посещающих факультативы, не оцениваются.6.2.В аттестат вносятся сведения о факультативах объёмом не менее 34 часов. 7.Контроль за проведением факультативных занятий.Контроль за проведением факультативных занятий осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе в соответствии с общешкольным планом работы через проверку журналов не реже 1 раза в четверть, через посещение занятий, анкетирование, изучение продуктов деятельности членов группы.

8. Выполнение правил по охране труда

8.1. Руководитель факультатива несет ответственность за безопасную организацию образовательного процесса, за жизнь и здоровье обучающихся во время проведения занятий.

8.2. Принимает меры по оказанию доврачебной помощи пострадавшему,

оперативно извещает руководство о несчастном случае.

8.3. В случае возникновения чрезвычайной ситуации, учитель:

- оперативно извещает руководство о возникновении ЧС

- участвует в эвакуации детей

9. Ответственность.

Руководитель факультатива  несет дисциплинарную ответственность за невыполнение своих функциональных обязанностей, а также за нарушение правил внутреннего распорядка школы или устава школы.

 10. Оценка качества работы факультатива

 

10.1. Контроль эффективности проведения факультативных занятий осуществляется по следующим показателям:

- методы проведения занятий (беседы, лекции, решение задач, лабораторно – практические занятия и т.д.);

- формы проведения занятий (семинар, диспут, игра и т.д.), их адекватность заявленному содержанию и эффективность;

- активность и самостоятельность учащихся в процессе занятий;

- посещаемость факультативных занятий.

10.2. Руководство и контроль над организацией и содержанием факультативных занятий осуществляет заместитель директора.