Год педагога и наставника  2023
Год педагога и наставника 2023
Госуслуги. Решаем вместе
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Нидымская основная школа – детский сад»

Эвенкийского муниципального района

                                                                                                                            Красноярского края

Доступная среда

Перечень нормативных, методических и иных материалов по организации инклюзивного образования:

1. Письмо министерства образования и науки Российской Федерации от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ".

2. Федеральный закон от 01.12.2014 г. № 419-ФЗ"О внесении изменений в отдельнзаконодательные актыРоссийской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связис ратификацией Конвенции о правах инвалидов".

3. Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309 "Об утверждении Порядкаобеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услугв сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи".

4. Методические рекомендации руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим управление в сфере образования, по созданию в рамках программы "Доступная среда" на 2011-2020 специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в образовательных организациях через центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

5. Временный порядок  предоставления государственной услуги в сфере образования для детей-инвалидов.

6. Порядок регламентации и оформления отношений с родителями(законными представителями) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения на дому.

7. Сайт Государственной программы "Доступная среда".

8. План работы школьного ПМПК

9. Приказ о назначении ответственного за сопровождение инвалидов

10.Паспорт доступности.

11.Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов и других МГН.

 

 

Федеральные документы:

"Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.08.2015 N 38624)

"Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм"

Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016 № ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ"

Приказ Минобрнауки от 09.11.2015 № 1309

Cпециально оборудованные учебные кабинеты

В МКОУ НОШ-ДС ЭМР нет в наличии специальных оборудованных учебных кабинетов, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Имеющиеся учебные кабинеты подходят для занятий с детьми, ограничения здоровья которых позволяют заниматься в стандартно оборудованном учебном кабинете.

Объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют.

 Для проведения практических занятий в учреждении функционируют кабинеты, мастерские, в которых ведущая роль отводится практическим работам, тренировочным занятиям.

Для обучающихся-инвалидов и лиц с ОВЗ организован свободный доступ к местам занятий.

Для обучающихся-инвалидов и лиц с ОВЗ имеются следующие средства обучения и воспитания, в том числе технические:

  • специализированные учебники для обучающихся-инвалидов и лиц с ОВЗ;
  • компьютерное оборудование (компьютеры, ноутбуки, планшеты, интерактивные доски, документ-камеры, веб-камеры, гарнитура, колонки акустические и т.п.).

 

Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Согласно принятому законодательству, политика в отношении инвалидов должна быть направлена напредоставление им равных с другими гражданами возможностей в реализации экономических, социальных, культурных, личных и политических прав, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является не только актуальной проблемой для общества, но и приоритетным направлением государственной социальной политики. При обслуживании инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья учитываются индивидуальные характерные особенности, как самих пользователей, так и анализ их потребностей. Создаются оптимальные условия для всех категорий читателей, атакже содействие в учебно-воспитательном процессе. Доступ к библиотечному фонду для детей с ОВЗ и инвалидам предоставлен на общих основаниях. Библиотека МКОУ НОШ-ДС ЭМРнаходится на первом этаже, ширина дверных проемов не менее 0,9 м; в состав библиотеки входят:  читальный зал. Библиотеку могут посещать лица с ограниченными возможностями здоровья организовано 6 рабочих мест. Все дети с ОВЗ и инвалиды имеют учебники и учебные пособия.

Педагог-библиотекарь предоставляет основной и дополнительный набор библиотечных, библиографических и информационных услуг и продукции, обеспечивает альтернативные условия и режим пользования ими, обеспечивая удовлетворение информационных, общекультурных, образовательных потребностей и запросов создавая комфортные условия пользования библиотечными и информационными услугами, оперативный доступ, поиск и получение библиотечных документов и информации.Деятельность библиотеки направлена на обеспечение обучающихся и педагогического коллектива учебной, справочной, художественной литературой, периодическими изданиями и информационными материалами. Формирование фонда библиотеки соответствует профилю учебного заведения и информационным потребностям потребителя. Фонд библиотеки находится в открытом доступе потребителей. Библиотека– это первый информационный центр для обучающихся. Забота библиотеки заключается в том, чтобы каждый потребитель нашёл свою книгу, получил необходимый совет, оказался в обстановке, благоприятной для самообразования, самораскрытия личности. Именно здесь должны приобретаться навыки самостоятельного поиска, критической оценки полученной информации, сравнения информации, полученной из различных источников, таких как: книга, журналы. Роль библиотеки в пропаганде литературы огромна. Помочь сориентироваться в книжном богатстве, принимать активное участие в жизнишколы– это главная обязанность нашей библиотеки.

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют.

Cредства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Средства обучения и воспитания - это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения и воспитания на следующие виды:

· Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал);

· Электронные образовательные ресурсы;

· Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски) ;

· Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели  демонстрационные);

· Учебные приборы (компас, барометр, колбы и т.д.);

· Тренажеры и спортивное оборудование.

Учреждение располагается в двух корпусах (дошкольникии 1-9 классы) - типовые одноэтажные  здания, рассчитанных на 30 и 80 мест соответственно. Работают столовая, в которой организовано горячее питание учащихся 1-9 классов, а также:

· спортивный зал, оснащенный спортивным оборудованием;

· актовый зал;

· медицинский кабинет;

· столовая на 30 мест;

· компьютерный класс;

· школьная библиотека;

· кабинеты логопеда, психолога и социального педагога.

На уровне обучения отдельным предметам выделяются следующие группы средств обучения:

· словесные (учебники, и учебные пособия, раздаточные материалы в виде набора заданий, упражнений, тестов, схем);

· визуальные средства (микроскоп, диаскоп, модели, макеты, карты, рисунки и т.п.);

· средства автоматизации процесса обучения (компьютеры, локальные телекоммуникационные сети);

· учебно-методические материалы, помещенные на сайте учреждения в сети Интернет;

· технические средства обучения

В образовательной организации обеспечены условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, доступ к ним возможен на первом этаже здания школы т.к. по типовому проекту здания не предусмотрены пандусы, лифты и т.п. средства. 

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Выполнены меры по доступности получения образования;
Выполнена контрастная маркировка входных дверей (жёлтая) ;
Назначены ответственные лица по сопровождению инвалидов;
Проведены инструктажи с сотрудниками, предоставляющими услуги по доступности с ОВЗ .

В школе   создаются условия без барьерной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

– территория  имеет твердое покрытие;

– организована зона целевого приема всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья;

– разработан паспорт доступности учреждения с учетом всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья;

– в  помещениях обеспечен свободный доступ к материалам;

- учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно- развивающую деятельность социальный педагог, медицинский работник;

- при организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование: массажные мячи, массажные дорожки, мягкие спортивные модули, мягкие маты, объемная змейка, релаксационное оборудование;

- в ОУ организовано взаимодействие со специалистами службы ПМПК обеспечено психолого–педагогическое сопровождение всех категорий.

- установлены пандусы.

В школе созданы условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья:

- официальный сайта школы адаптирован для лиц с нарушением зрения (слабовидящих);

- инвалидам обеспечивается помощь, необходимая для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий;

Обеспечение специальных образовательных условий – государственная гарантия, адресованная детям с ОВЗ и инвалидностью.

Были проведены строительные работы здания школы. В результате, были выполнены следующие мероприятия по обеспечению доступности предоставляемых услуг для инвалидов и маломобильных групп населения:

1.Выполнен капитальный ремонт санузлов.

2.Расширины дверные проемы.

3. Ступени крыльца и лестниц окрашены контрастной краской.

4. Установлены поручни на пандусах и лестничных маршах крыльца.

9. Утвержден порядок осуществления приема инвалидов и маломобильных групп населения (приказ №228/2  от 01.09.2016г.)

Вход в здание.  Входы в здания школы оборудованы пандусом . В начале лестничного марша нижняя и верхняя ступени выделены контрастным цветом. Дверные проемы расширены. 

Актовый зал укомплектован ноутбуком, мультимедийным экраном, звуковыми системами.

Библиотека на 100% обеспечена учебниками.

Столовая обеспечивает учащихся горячим питанием, соответствующим физиологическим потребностям детей.

Гигиеническая комната. Несколько раковин укреплены на высоте 0,65 м от пола. 

Учебные кабинеты. Все кабинеты начальной школы оборудованы партами с возможностью их регулировки в соответствии с ростом ученика. Во всех учебных кабинетах установлены технические средства обучения: видеопроектор, интерактивная доска, компьютер.

Специальные условия питания

В соответствии состатьей 32 п.2 подпункта 19 Закона Российской Федерации «Обобразовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года (с последующимиизменениями и дополнениями)» «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» в МКОУ НОШ-ДС ЭМРсозданы необходимые условия.1.Столовая рассчитана на 30 посадочных мест. 2. Создана беспороговая доступность внутри столовой.3.Столовая обеспечена новым оборудованием 4.Качество продукции проверяется медработником и делается соответствующая записьв журнал. 5.Журнал бракеражной сырой продукции ведет диет.сестра;6.Журнал готовой продукции ведет диет.сестра;7.Суточная норма продукции оставляется на 2 дня. 8.Осуществляется административно-общественный контроль за организациейпитания. Для этого создана комиссия .9.Создана бракеражная комиссия.10.Дежурный администратор, ответственный по питанию и классные руководителиприсутствуют в столовой во время питания учащихся.10.Обслуживание соответствует тепловому режиму. Согласно статье 51п.5 Закона Российской Федерации « Об образовании вРоссийской Федерации» No 273 от 29.12.2012г. ( с последующими изменениями идополнениями) «Охрана здоровья обучающихся, воспитанников» в МКОУ НОШ-ДС ЭМР расписание занятий предусматривает перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся. Продолжительность перемен между уроками составляет 20 минут, установлена в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативамиСанПиН. Питанием охвачено- 100 % детей, в том числе идети - инвалиды. Специальные условия питания отсутствуют.

Cпециальные условия охраны здоровья

Специальные условия охраны здоровья отсутствуют.

Сведения об организации медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья.

Организация охраны здоровья несовершеннолетних в период обучения и воспитания (заисключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров, диспансеризации и иммунизации) осуществляется учреждениемдополнительного образования. Первичная медико-санитарная помощь обучающимся оказывается в медицинском кабинете медицинской организации, расположенном в здании ФАПа п.Нидым. Оказывает медицинскую помощь обучающимся МКОУ НОШ-ДС ЭМР на основании договора в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, а также на основе стандартов медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в виде первичной медико-санитарной помощи, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, а так же первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним в возрасте до 18 лет -обучающимся в Образовательном учреждении, целях оказания им первичной медико-санитарной помощи в экстренной и неотложной форме, в том числе при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, а также профилактики заболеваний.

Педагогические работники проходят профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию при приеме на работу и далее с периодичностью не реже 1 раза в два года.Работники проходят предварительный, при поступлении на работу, и периодические медицинские осмотры в установленном порядке. Работники  должны быть привиты в соответствии с национальным календарём профилактических прививок.Каждый работник должен иметь личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваний, прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, допуск к работе. Работники, уклоняющиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе.В учреждении организуется работа по пропаганде и обучению навыкам здорового образа жизни; по проведению санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.К занятиям в учреждении обучающихся допускают после перенесённого заболевания только при наличии справки.

Здоровьесберегающая инфраструктура учреждения включает:

  • состояние и содержание здания и помещений учреждения в соответствии с гигиеническими требованиями и нормами и организацией доступной среды для детей с умственной отсталостью;
  • оснащенность физкультурного зала,спортплощадок необходимым оборудованием и инвентарем; 
  • наличие и необходимое оснащение медицинских кабинетов: физиокабинета, кабинета водолечения, парафинолечения, кабинета массажа, соляной комнаты, кабинета коррекции психофизического развития;
  • наличие и необходимое оснащение столовой с организацией в ней качественного сбалансированного питания;
  • квалифицированный состав специалистов, обеспечивающих работу с учащимися (педагогические и медицинские работники, учителя физической культуры, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог).

Таким образом, в учреждении создана основа здоровьесберегающей среды.

Организация физкультурно-оздоровительной работы включает:

  •  полноценную и эффективную работу с учащимися всех групп здоровья на уроках физкультуры, в спортивных секциях;
  • организацию занятий по адаптивной физкультуре;
  • организацию динамической паузы между 3-м и 4-м уроком;
  • строгое соблюдение здоровьесберегающего ортопедического режима;

  • организацию физкультминуток на уроках и внеклассных мероприятиях, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
  • создание условий и организацию работы спортивных секций;
  • регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий («Дней здоровья», соревнований, спартакиад, спортивных игр и т. п.).

  Правильно организованная физкультурно-оздоровительная работа является основой рациональной организации двигательного режима обучающихся с ОВЗ и способствует нормальному физическому развитию и двигательной активности, позволяет повысить адаптивные возможности организма и является средством сохранения и укрепления здоровья.

Профилактика заболеваний и динамическое наблюдение за состоянием здоровья включает:

  • использование рекомендованных и утвержденных методов профилактики заболеваний: витаминотерапия, галотерапия, чесночные орошения, профилактика нарушений осанки, зрения, фитотерапия и т. п.;
  • регулярный анализ и обсуждение на педсоветах данных о состоянии здоровья школьников;
  • регулярный анализ результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья и их обсуждение с педагогами, родителями, ведение листа здоровья класса для использования педагогами ;
  • привлечение медицинских работников к реализации всех компонентов работы по сохранению и укреплению здоровья школьников, просвещению педагогов и родителей;
  • анализ заболеваемости, выявление причин и профилактические мероприятия.

  Приоритет здоровья – главная отличительная особенность учреждения. Грамотная забота о здоровье является обязательным условием образовательного процесса, что определяет последовательное формирование в учреждении здоровьесберегающего пространства, в котором все педагоги, специалисты, учащиеся и их родители согласованно решают общие задачи, связанные с заботой о здоровье, и принимают на себя солидарную ответственность за достигнутые результаты.

Здоровье человека –важный показатель его личного успеха.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В школе создано единое информационное пространство, обеспечивающее эффективную социализацию школьников в условиях информационного общества. 

 Информационная база учреждения оснащена:

·      электронной почтой;

·      выходом в Интернет;

·      разработан и действует школьный сайт.

Услуги сети Интернет Доступ к сети Интернет обеспечивается в соответствии с договором оказание телематических услуг об оказании услуг связи по передаче данных с юридическим лицом.  
Оператор связи: ООО "Скайстри".

12 компьютеров школы и 2 ноутбук детского сада соединены в сеть (WiFi, кабель). Тип подключения к сети Интернет -  по технологии ADSL, скорость подключения  до 50 Мбит/с.  Доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет доступен для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть интернет в школе действует система контент - фильтрации. Интернет безопасность организуется в школе через систему «белых списков». Доступ к запрещенным в образовательном процессе ресурсам сети для учащихся и преподавателей школы закрыт. В школе функционирует 1  учебный кабинет информатики,  компьютеры находящиеся в кабинетах не имеют доступ  в сеть Internet.  

На сайте учреждения функционирует кнопка "для слабовидящих".

Доступ в кабинеты, оборудованные компьютерами и сетью интернет, возможен на первом этаже здания школы, для лиц с ограниченными возможностями передвижения.

 

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В рамках образовательного процесса осуществляется доступ учащихся ко всем образовательным ресурсам сети Интернет под руководством преподавателя, проводящего учебное занятие. На всех школьных компьютерах установлен "Интернет-цензор", блокирующий доступ к сайтам, несущим негативную информацию.

 Информация об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся

Электронные образовательные ресурсыХочу такой сайт

Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"
www.window.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
www.school-collection.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
www.fcior.edu.ru

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ

На официальном сайте МКОУ НОШ-ДС ЭМР в сети Интернет размещена специальная версия сайта для лиц с нарушением зрения 

- версия сайта для слабовидящих.

Материально-­техническая база ОУ приведена в соответствие с задачами по обеспечению образования детей с ОВЗ и инвалидов.
В соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для обеспечения всех предметных областей и внеурочной деятельности имеются:
• учебные кабинеты которые оснащены информационно-коммуникационными, компьютерными средствами для проведение уроков;

• библиотека для использования учебной литературы;
• спортивные сооружения (спортивный зало, тренажерный зало, спортивная площадка), оснащённая игровым, спортивным оборудованием и инвентарём;
• помещение для питания учащихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающими возможность организации качественного горячего питания;
Учебные помещения оборудованы искусственным освещением с применением люминесцентных светильников. Классные доски оборудованы софитами.
Учебные кабинеты оснащены современным оборудованием для обучающихся и преподавателей:
• интерактивные доски,
• экран,
• мультимедийный проектор,
• учебно-наглядные пособия по предметам;
• спортивное оборудование, тренажеры.
В учреждении функционируют кабинеты социального педагога и педагога-психолога, для проведения коллективных и индивидуальных занятий с использованием компьютеров и мультимедийных проекторов.

Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

В МКОУ НОШ-ДС ЭМР и его структурном подразделении общежитие, интернат отсутствуют. 

Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В МКОУ НОШ-ДС ЭМР нет жилых помещений, нет  общежития, интерната, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья